01.08.2020
Успешное сотрудничество
Почти в любой группе детского сада вы увидите, что дети
спокойно сидят в кругу, образуют упорядоченные линии, поднимают руки, прежде
чем сказать что-либо, передают друг другу салфетки, тарелку с обедом и т. д.
Возникает вопрос: как воспитатели добились этого? Как они заставляют десяток и
более детей в возрасте до четырех лет сотрудничать охотно и радостно? Секретной
формулы не существует, а большинство воспитателей советуют следующее:
1. Похвала является ключом,
особенно если ваш ребенок не расположен к сотрудничеству. Попробуйте уловить тот момент, когда ребенок ведет себя
хорошо, обратить на это внимание малыша и похвалить его за хорошее поведение.
Дети повторяют тот тип поведения, который привлекает внимание взрослых.
2. Разработайте предсказуемый
порядок и расписание. Дети
сотрудничают в садике, потому что знают, чего от них ожидают. Они следуют, по
сути, одному и тому же заведенному порядку день за днем, поэтому быстро учатся
тому, что должны делать, и через некоторое время уже не требуют напоминания. Хотя
нецелесообразно внедрять дома детсадовский порядок, чем более вы будете
последовательными, тем более будет склонен к сотрудничеству ваш ребенок.
Определите несколько рутинных правил и придерживайтесь их. Например, все
одеваются перед завтраком. Когда мы приходим с улицы, то моем руки. Мама не
читает сказки на ночь, пока все дети не переоденутся в пижамы. Со временем
следование этим «домашним правилам» станет второй натурой вашего ребенка.
3. Расслабьтесь, не «берите в
голову». Если ваш ребенок отказывается что-то делать, попробуйте
превратить это в игру. Юмор и игры – это два полезных инструмента, о которых
родители иногда забывают. Попробуйте обувать ребенка утром, играя в обувной
магазин, например, так: «Добро пожаловать в обувной магазин мамы, я только что
специально для вас получила прекрасную пару обуви из самой модной коллекции.
Попробуйте ее примерить». Ребенку понравится такая игра.
4. Сообщайте о переменах
заранее. Если ваш ребенок устраивает истерику, когда вы объявляете, что пора, к примеру, выключать
телевизор, прекратить игру и идти есть или уходить из гостей, наверное, вы
просто недостаточно заблаговременно предупредили его об этом. В садике детей
предупреждают заранее о грядущих изменениях, чтобы они имели возможность закончить
то, что они делают. Если вам нужно выйти из дома в 8:30 утра, предупредите
вашего ребенка в 8:15, скажите, что у него есть еще пять минут на игру, а затем
ему придется прекратить ее и убрать игрушки. Установите таймер, чтобы ребенок
знал, сколько времени у него в запасе.
5. Награждайте рассудительно. Если ваш ребенок работает исключительно за
вознаграждение, то не узнает о реальных причинах выполнения заданий – он должен
убирать игрушки, чтобы остальные члены семьи не наступали на них, не
спотыкались (не повредились) и не повредили ненароком. Совет: награждайте за
успешные старания, такие как приучение к горшку, но избегайте награждать
ребенка за повседневные дела, такие как самостоятельное одевание или чистка
зубов.
6. Предоставьте ребенку
структурированный выбор. Например,
если ваш трехлетний малыш отказывается сидеть за обеденным столом, вы можете
предложить ему на выбор либо сидеть спокойно и получить десерт, либо не сидеть
и лишиться удовольствия. Сначала ваш ребенок может сделать неправильный выбор,
но, в конце концов, сможет выбирать правильно, потому что заметит, что
неправильный выбор лишает его желанных удовольствий. Сделайте так, чтобы нужный
вам вариант А был более привлекательным, чем вариант Б.
7. Никаких если. Составляйте фразы таким образом, чтобы они предполагали
сотрудничество. Высказывание «Если ты закончишь убирать свои мелки, мы можем
пойти в парк» предполагает, что, возможно, ваш ребенок не станет убирать свои
мелки. Вместо этого попробуйте сказать так: «Когда ты уберешь мелки, мы пойдем
в парк».
8. Отдавайте предпочтение
играм. Воспитатели не устают повторять, что дети сегодня менее
способны играть творчески, чем дети десятилетие или два назад. Слишком большая
часть их времени посвящена контролируемым мероприятиям. Совет: научитесь
говорить ребенку «Иди, поиграй». Вы не должны занимать ребенка 24 часа в сутки
7 дней в неделю. Пусть ему станет немного скучно, это не страшно. Главное,
убедитесь, что у ребенка в наличии есть все необходимые средства, такие как
наряды для кукол, краски и бумага, большая картонная коробка и пластилин.
9. Выполняйте задания под
музыку. Есть все основания полагать, что музыка помогает во время
уборки. Предоставьте ребенку возможность выполнить задание под
музыку, и ему это покажется забавным и интересным. Вы можете даже предложить
небольшое соревнование, например, сможет ли он одеться самостоятельно, пока
звучит его любимая песня.
10. Поощряйте командную
работу. Если ваш ребенок сражается за игрушку с другим
ребенком, установите им таймер на пять минут. Скажите одному ребенку, что он
может играть с игрушкой, пока не услышит сигнал, а затем наступит очередь
другого ребенка.
11. Пусть ребенок сам решает
незначительные конфликты. Вместо того
чтобы вмешиваться в детские споры и решать их, отойдите в сторону и позвольте
детям самим разобраться с конфликтом (если только они не начинают драться). Вы не будете рядом
с ребенком всю жизнь и не сможете постоянно спасать его, поэтому позвольте ему
научиться делать это самому.